Суббота, 21.07.2018, 16:36
МБДОУ "Детский сад" № 2 "Золотой ключик"

 Организация инклюзивного образования


Меню сайта
   
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1027
Статистика

Форма входа
Логин:
Пароль:
Погода на сайте

Энергетик 

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральный портал "Российское образование"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


https://roonovoorsk.ru/


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)



http://obrnadzor.gov.ru



http://персональныеданные.дети/
Архив записей
Друзья сайта
  • Группа "Пчёлки" МДОУ №3 п.Энергетик
  • Отдел образования администрации Новоорского района
  • Школа 1 п. Энергетик
  • Детский сад № 1 п. Энергетик
  • Детский сад № 4 п. Новоорск
  • МОУ СОШ №2 п. Энергетик
  • Детский сад № 4 п. Энергетик
  • Клуб молодых родителей "Сказка" МБДОУ № 3
  • Министерство образования правительства Оренбургской области
  • Институт повышения квалификации ИПКиППРО ОГПУ
  • Региональный Центр развития образования
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Сайт старшего воспитателя Федоровой Т.А.
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  •  Сайт музыкального руководителя
  • Поиск

    Актуальность инклюзивного образования в ДОУ.

    Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.

    Инклюзивное образование предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

    Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

    Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми. Такое общение полезно для всех: исследования показывают, что уровень эмпатии у детей в смешанных инклюзивных группах выше.

    Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

    Традиционно выделяется 7 принципов работы:

    1. Обеспечить индивидуальность подхода;
    2. Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;
    3. Включать в процесс всех участников;
    4. Использовать междисциплинарность в образовании;
    5. Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;
    6. Взаимодействовать с семьёй;
    7. Развивать образовательную модель детского сада.

    Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям.

    Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей. 

    Проблемы инклюзивного образования в ДОУ

    В России, в отличие от других европейских стран, в частности, Англии, идея инклюзивного образования вышла на передний план не так давно.

    Инклюзивное образование в ДОУ, презентация которого уже состоялась в большей части развитых стран, — единственный путь существования гуманитарного общества. Такой подход гарантирует право каждого ребёнка на образование. Гарантом выступает как Конституция РФ, так и закон “Об образовании в РФ”, вышедший 29 декабря 2012 года. Правительство подчёркивает, что инклюзивность стоит вводить постепенно, и планирует в течение пяти лет с момента введения закона, оборудовать учреждения. 

    Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ 

    Просто взять и разместить ребёнка с особенностями среди других детей — не метод. Важным условием нормального функционирования инклюзивного подхода является в частности план сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Нормы и правила поведения специалистов должны уточняться и регламентироваться. Только в таком случае они окажутся полезными.

    Индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ в ДОУ — это контроль и обеспечение полной комфортной интеграции ребёнка в группе. Отдельный тьютор помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.

    Сопровождение ребёнка — это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ребёнком, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. И, что важно, не забывать контролировать результаты работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий.

    С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ».

     Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.

     Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

     Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

     Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

     У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

     Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

     Тем не менее, Валентина Матвиенко, председатель Совета Федераций, об инклюзивном образовании говорит следующее: «Ведь инклюзивное образование — это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, — с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье».

    Консультация "Инклюзивное образование в детском саду в условиях ФГОС"

    Нормативные документы по инклюзивному образованию

    Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования лиц с ОВЗ в России

    Федеральные документы: